| страницы АА |

написать мне письмо

"Независимость личности"

- это Российский научно-популярный журнал, в котором наркологи, психологи, психиатры и клинические психологи пишут о наркомании, алкоголизме
и прочих зависимостях


1. Бессилие перед алкоголем – основа трезвости

2. Высшая сила, как я её понимаю!

3. Как «Нагорная проповедь»
соединяется
с программой 12 шагов
Анонимных Алкоголиков


4. Шаги 4 -7 - возрождение личности

Независимость личности

страница 5

НЛ № 4 (2020)

В помощь выздоравливающему в терапевтических сообществах.
Заметки по восьмому, девятому и десятому шагам - исповедь и покаяние

В. Миронов
Краснодарский краевой реабилитационный центр, г. Краснодар

шаги 8-9

Как принимается седьмой шаг программы «Двенадцать шагов Анонимных алкоголиков» и начинается возрождение личности, описано в журнале «Независимость личности» № 2 за 2019 г. Внимание, оказываемое редакцией, в описании программы «Двенадцать шагов поддержания трезвости» невозможно переоценить. Следующий этап, который требует освещения, что делать зависимому от психоактивных веществ, чтобы трезвость развивалась, приносила удовлетворение и была продуктивной?

Любого новичка, желающего обрести трезвость, интересует российская интерпретация процесса. Под термином «российская», понимается все национальное богатство нашей страны. Встречаясь с успешно живущими Анонимными алкоголиками (АА), можно отметить, что менталитет членов содружества очень разный и интерпретация шагов, которая дается в американской литературе, не всегда принимается трезвеющими алкоголиками нашей страны. Если на первом этапе, а это год-два трезвости, процесс идет по схожим сценариям, то при более глубоком погружении в трезвость понимание и принятие шагов трансформируются и требуют российского осмысления. Это не значит, что наш подход лучше или хуже, – это значит, что он другой, отличный от рационального менталитета англосаксонского общества. Приходится с этим считаться, поэтому хочется разобраться в особенностях, с которым сталкивается российский алкоголик или наркоман при погружении в программу выздоровления «Двенадцать шагов».

Для начала приведу выдержку из книги «Анонимные алкоголики»: «Больше, чем кто бы то ни было, алкоголик ведет двойную жизнь. Он прекрасный актер. Окружающим людям он постоянно преподносит свой сценический образ. Он хочет, чтобы люди видели его именно таким. Он хочет иметь определенную репутацию, но в глубине души понимает, что не заслуживает ее… Отрезвев, он испытывает отвращение, когда смутно вспоминает некоторые эпизоды. Эти воспоминания превращаются в кошмар… Он быстро прячет эти воспоминания в глубине души. Он надеется, что они никогда и никому не станут известны. Он живет в постоянном напряжении и страхе, что заставляет его пить еще больше» [1, c. 71].

Постараемся осмыслить, каким образом восьмой, девятый и десятый шаги помогают химически зависимым людям освободиться от страхов, воспоминаний и кошмаров прошлого.

Недавно, просматривая интервью артиста Олега Табакова, пришла на ум следующая концепция реабилитации. Театральные вузы и сам Олег Павлович по конкурсу набирают людей с артистическими способностями, чтобы научить их лицедействовать. Статистика утверждает, что бывает до 100 кандидатов на место.

Обратимся к зависимости: успешно удается жить в трезвости одному из 28-30 зависимых пациентов, это по данным австралийского здравоохранения. В нашей стране такая статистика не ведется, не думаю, что она оптимистичнее зарубежной.

Государственные реабилитационные центры занимаются важным и сложным делом, так же как и театральные вузы. Все рассуждения о том, что артисты вживаются в роль, являются пустым звуком, потому что поначалу они учатся лицедействовать в учебных заведениях, и у кого есть способности и кто хочет достигнуть каких-то сияющих вершин, те выкладываются. Вузам и студиям необходимы не те, кто умеет, а те, кто хотят уметь.

Переводя на язык реабилитации, наркодиспансеры нуждаются в тех, кто желает трезветь, но лечебные учреждения вынуждены принимать всех, кого привозит скорая помощь или родственники. В чистом виде оздоровительным центрам необходимы те, которые хотят протрезветь и готовы для этого что-то делать сами. Слава великих артистов мотивирует на завоевание вершин лицедейства. А на что мотивирует трезвость? На нормальную жизнь со всеми ее социальными и бытовыми радостями и огорчениями. Этим действительно можно замотивировать?

Олег Табаков, как преподаватель и режиссер, погружает человека в роль, а специалисты реабилитационных центров погружают зависимого в трезвость, постепенно внедряя в его разум ростки здравомыслия, помогая осознавать, что трезвая жизнь возможна. Трезвость постепенно становится правилом жизни, но для этого необходимо делать то, что предлагают специалисты и программа поддержки. Специалисты учат смелости и уверенности, используя тренинги и прочие достижения современной медицины. Зависимому, если он осознал куда провалился, остается только двигаться вперед, не оглядываясь назад.

Алкоголику и наркоману необходимо просигналить о том, как прекрасна трезвая жизнь сама по себе. Когда пациент видит зависимых, успешно живущих в социуме, которые приходят в реабилитационный центр на собрания АА, он наполняется уверенностью, что трезвая жизнь возможна и двигается вперед. Специалисты реабилитационных центров научают пациентов познавать себя, собственные возможности, увлечения, духовные привязанности и т. д. – это происходит каждый день. Это не репетиции, не подготовка к премьере – это повседневный иногда утомительный труд, когда трезвая жизнь только забрезжила в голове как желаемая конкретная цель.

Алкоголики и наркоманы – способные действующие актеры. Они играли и продолжают играть в собственных вестернах, страдая и заставляя страдать тех людей, с кем вступают во взаимодействие. Самые близкие и родные люди мучились больше всех: материально, психически и физически. Кто доверял действующим алкоголикам и наркоманам, разочаровывались и ненавидят таких больных.

Приходит момент, когда зависимый понимает, что живет нереальной трагической жизнью и заявляет самому себе – хватит! Надо что-то делать! Подчеркиваю, заявляет именно себе, потому что другим они обещаний давали столько, что если бы сотая часть из них сбылась, то все были бы счастливы. Для освобождения от алкоголизма и наркомании реклама предлагает в «театральных», наспех сколоченных реабилитационных центрах учебу на трезвого человека. Играть самого себя? Но где излечение, если игра продолжается?

Государственный реабилитационный центр предлагает не играть, а быть самим собой в любых обстоятельствах, оставаясь трезвым и чистым. Когда излечением занимаются дилетанты или люди, желающие нагреть руки на зависимости, то результата нет. Его просто не может быть. Подтверждением служат несчастные случаи с известными наркоманами и алкоголиками, которые лечились по рекламным объявлениям, совершенно не интересуясь, кто их лечит, какие у них знания, образование, опыт и т. д.

Реабилитация в государственных медицинских учреждениях страхует от несчастных случаев, связанных с невежеством лечащего персонала, незнанием заболевания и нарушением методики излечения.

Программа «Двенадцать шагов» параллельно со специальными тренингами поддерживает в зависимом желание оставаться трезвым и чистым, а после выхода в социум становится основной поддержкой в трезвой жизни.

Восьмой шаг: Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними [1, c. 57].

Мы уже прикоснулись к этому шагу, когда в четвертом бесстрашно оценили свою жизнь с нравственных позиций.

Присоединяемся к девятому шагу: Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-то другому [1, c. 57].

Пациент Боб, который находился на реабилитации полгода, успешно продолжает трезветь в содружестве АА. Регулярно участвует в собраниях реабилитационного центра Краснодарского «Наркодиспансера», которые проводятся 2 раза в неделю. Поделился в личной беседе (исповедовался), как он постигал восьмой и девятый шаги. Легче всего было с денежными долгами: отдал, выслушал упреки или неожиданные благодарности и свободен. Труднее всего было с воспоминаниями, связанными с нравственными ранами, которые нанес родственникам.

Употребляя алкоголь, Боб часто отнимал у отца остатки пенсии и уходил в ночь добавлять. Напивался до поросячьего визга и приползал домой, но в квартиру не пускали. И тогда он начинал визжать, кричать, буянить, стучать и выражаться всякими непечатными словами, укоряя собственного родителя в бессердечии. Тот, естественно, сдавался и пускал блудное чадо переночевать. Ничего особенного на первый взгляд в таком поведении зависимого индивида нет. Но пациент продолжил собственные откровения.

Пришло время, отец умер, Боб не имел ни сил, ни желания хоронить родного отца, поэтому этим занималась социальная служба, но на скромные поминки, которые организовали соседи после захоронения, зависимый пришел. Трех заупокойных рюмок Бобу, естественно, оказалось недостаточно, он продолжил и напился до обычного состояния, а когда вернулся домой, опять начал кричать и требовать, чтобы его пустили в дом. Кричал, кричал – никто его в дом не пустил! Поутру очухался на лестничной площадке и обнаружил в обмоченных штанах ключи от своей квартиры. С трудом вспомнил, что отца уже нет в живых. Стыд и осознание глубины падения были такими мучительными, что он в первый раз сам отправился на детокс в наркодиспансер и пробыл там 6 месяцев, совершенно не понимая, что ему делать с угрызениями совести, которых он раньше никогда не испытывал.

Исповедь и покаяние, которые предлагают восьмой и девятый шаги, принесли облегчение. Он ходил в церковь, периодически исповедываясь, жертвовал на храм посильные суммы, подавал нищим, и облегчение наступило. Как благодать снизошла. Это пример длительного возмещения нравственных и духовный долгов.

Намедни встретил на собрании анонимного Ку, который рассказал, как живет, обретая здравомыслие. Катает тачки в «Бауцентре», в настоящее время трезвый, недавно произошло потрясение. Привожу по памяти практически библейский сюжет, который относится к восьмому и девятому шагам. В свободное от работы время присел Ку пообедать. Раскрыл пакет с едой, а там наполненный памперс его новорожденного племянника. Невестка в суете подсунула ему не совсем «сухой паек». Представьте, как в предвкушении вкусной еды разворачивается пакет, а там экскременты шестимесячного ребенка, как это может взбесить даже независимого человека?

Естественно, Ку в яростных негативных эмоциях позвонил невестке и высказал все, что он про нее думал, изложив сильнейшие сексуальные аргументы в пользу собственного самоуважения. На другом конце связи был шок, но сами натворили, сами и получили. Ку продолжил, что в тот момент бешенство просто заклинило все положительные чувства, в душе кипели злость, негодование, ненависть и возмущение. Эмоциональный взрыв искал выход через вещество, но Ку уже постигал рекомендации программы «Двенадцать шагов» и вспомнил опыт анонимного ветерана, как оставаться трезвым в минуты потрясения от злости, ненависти и разочарования:

- Я сделаю все, что в моих силах для того, чтобы остаться трезвым и даже более того!

Вот это «более того» его тронуло, и Ку начал интенсивно работать физически. Каждую тележку он катил на место, не формируя караван. Устал катастрофически. Никогда так не ухайдакивался. Когда присел отдохнуть, наступили расслабление и облегчение. Пришла жалость к невестке. Она созависимая личность (муж, брат Ку употребляет психоактивные, но думает, что может контролировать дозу), сама себя порой не помнит. Сам Ку несколько недель назад в очередной раз сорвался. Что он хочет от усталой несчастной женщины, когда сам в трезвом виде не может с собой совладать. Кто-то в голове сказал:

- А ты прости.

- Как, за что?

- А просто так, ни за что. Мысль о том, что можно простить ни за что, без ожидания какой-то платы в ответ, не приходила в голову никогда.

- Ты хочешь, чтобы тебе вместо использованного памперса выписали бутерброд с икрой? – от этой мысли Ку начал ржать, представив, как он разворачивает обеденный пакет, а там бутерброд с красной икрой и пара огурчиков для опреснения.

Злость стала уходить, пришло принятие: злоба, ярость, возмущение затихли, Ку почувствовал умиротворение. Вспомнилось, как на собрании один из братьев сказал, что нежность, сочувствие и принятие начинаются с готовности загладить ущерб, который сам нанес. Ку оскорбил невестку по телефону словами, которые автоматом вырывались из прошлой жизни. На другом конце провода были изумление, недоумение, сожаление, недоверие и паника: наезд был катастрофой. Но катастрофа случилась в первую очередь в голове Ку, словно он съел этот памперс. Началось принятие случайности и беззлобности поступка. Она, невестка, и так замотана заботами о сыне, муже, и неизвестно, от кого больше. А тут еще Ку со своими притязаниями, упреками и оскорблениями.

Ку, как зависимый, понимал, что вреда в нем больше от себя самого, чем от окружающих. Она не виновата, что замоталась так, что перепутала пакеты. А кто Ку в этом случае? Еще один человек, который отягощает ей жизнь. Наорал на нее так, что наверняка, когда у нее сознание проясняется, она сожалеет. В данный момент стало приходить осознание, он ей нанес вреда больше, чем она ему. И чем больше Ку углублялся в процесс анализа, тем больше чувствовал негатив к самому себе. Такого с ним никогда не было. Чтобы признаться в собственной ошибке? Нет, это вы все вместе виноваты больше в 100 раз, чем Ку.

Возвращаясь домой, Ку зашел в магазин купил скромный тортик. Невестка открыла дверь. Испуганное лицо ждало продолжения. Ку улыбнулся, извинился и предложил попить чаю в знак примирения.

Книга «Анонимные алкоголики» утверждает: «Наша настоящая цель – изменить свою жизнь таким образом, чтобы приносить максимальную пользу Богу и окружающим» [1, с. 74], но это постигается не сразу, потому что это процесс. И далее: «Могут быть и проступки, которые нам никогда не удастся исправить. Они не должны беспокоить нас, если мы честно признаемся в том, что загладили бы свою вину, если бы нам представился для этого случай… Нужно вести себя разумно, тактично, смиренно, учитывая интересы других людей, но при этом не расшаркиваясь и не раболепствуя перед ними. Мы не должны ни перед кем ползать и унижаться» [1, с. 81].

В процессе отрезвления у зависимого появляется чувство собственного достоинства, а принятие десятого шага помогает исправлять ошибки, без которых в реальной жизни трудно обойтись.

В первоисточнике десятый шаг гласит: Continued to take personal inventory and when we were wrong promptly admitted it [2, c. 59].

На русский перевели следующим образом: Продолжили самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это [1, c. 57].

Что такое самоанализ? Ответа в литературе по АА нет, а точный перевод первоисточника таков: Мы продолжили личную инвентаризацию, и когда обнаруживали ошибки, сразу же исправляли их.

Что может анализировать зависимый от психоактивных веществ человек, признающий, что он бессилен изменить собственную жизнь самостоятельно. Остается только фиксировать казусы, которые происходят с зависимым в реальной жизни. Далее необходимо советоваться с наставником или выносить этот случай на собрание АА, после этого приходит понимание, что происходит в голове трезвеющего алкоголика или наркомана. Можно посоветоваться с лечащим врачом, если реабилитация была в наркодиспансере. После таких действий признание не будет поверхностным, для галочки, а если возникает обида на кого-либо, то необходимо возвратиться в четвертый шаг и проработать обиду конкретно, что опять же делается с наставником.

«Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты как себялюбие, нечестность, злоба и страх» [1, c. 82].

Освободиться от этих черт характера полностью просто невозможно, поэтому обсуждение эгоистических проявлений с впереди идущими наркоманами и алкоголиками помогает обрести равновесие и не вредить окружающим собственным эгоцентричным поведением. Алкоголь и наркотики продолжают оставаться нашими коварными врагами, мы не можем освободиться от их притягательности и магнетизма полностью, но оставаться трезвыми и чистыми многим удается, если они следуют рекомендациям врачей, двенадцатишаговой программы и наставника из «Содружества АА».

Литература 1. Анонимные алкоголики. Перевод с английского. Первое издание Нью-Йорк, 1989. 2. Alcoholics Anonymous. Fourth edition. World services. INC. New York city. 2001.

* * *

| наверх |

Авторский сайт  ©  Все права защищены