| страницы АА |

написать мне письмо

"Независимость личности"

- это Российский научно-популярный журнал, в котором наркологи, психологи, психиатры и клинические психологи пишут о наркомании, алкоголизме
и прочих зависимостях


1. Бессилие перед алкоголем – основа трезвости

2. Высшая сила, как я её понимаю!

3. Как «Нагорная проповедь»
соединяется
с программой 12 шагов
Анонимных Алкоголиков


5. В помощь выздоравливающему в терапевтических сообществах.
Заметки по восьмому, девятому и
десятому шагам - исповедь и покаяние

Независимость личности

страница 4

НЛ № 2 (2019)

Шаги 4 -7 - возрождение личности

В. Миронов
Краснодарский краевой реабилитационный центр, г. Краснодар

шаги 4-7

Первые Три шага в программе 12 шагов, направлены на признание и принятие алкоголиком или наркоманом объективного факта - болезнь существует и развивается. Личность зависима от веществ, изменяющих сознание; болезнь неизлечимая, хроническая, прогрессивная, смертельная и единственным выходом из запойного поведения - прекращение употребления навсегда. Подробно об этом описано в журнале «Независимость личности» № 3-4, 2016 год. Обратившись за помощью в реабилитационный центр, а далее в «Содружество» Анонимных алкоголиков или наркоманов, зависимый начинает понимать, что выход есть. Выбирая «Высшую силу» для обретения трезвости, алкоголик оказывается на пороге нравственного и духовного продвижения, без которого пустоту, образующую после отказа употреблять ПАВ, невозможно заполнить ничем. Программа предлагает последовательность шагов, которые помогают возродить нравственно-духовные принципы и идеалы.

Шаг четвёртый: Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

Так начинается процесс, который в пятой главе книги «Анонимные алкоголики» характеризуется следующими словами: «Мы не святые. Главное, что мы хотим духовно развиваться. … мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство. (Стр58)

Четвёртый шаг - это прикосновение к себе, к собственному духовному «я», которое пьющего алкоголика совершенно не интересует, потому что он живёт не по нравственным принципам, а по понятиям, эмоциям, страстям и правилам, диктуемым алкоголем. Выходя из запоя с врачебной помощью, алкоголик понимает, что остановиться не получится, но продолжает сочинять сказку освобождения от зависимости. Наркоману кажется, что завтра он всё сможет изменить, но завтра никогда не наступает.

С момента прикосновения к Четвёртому шагу, который необходимо делать с наставником, начинается процесс прощения своих обидчиков. Их может быть много или мало, но туда входят конкретные люди, с которыми алкоголика сводила судьба. В первый круг обидчиков входят самые близкие люди, что вначале кажется невероятным.

Наркоман – алкоголик уже всех давно «простил»: отца за обещание похоронить с почестями, мать за укоры, которые она ему раздавала каждый день; жену за требование мужского поведения; детей за то, что просили сходить на футбол, в парк и т.д. Но при погружении в воспоминания выясняется, что к этим людям зависимый испытывает злость, негодование и агрессию. В книге «Анонимные алкоголики» говориться: «Злоба – это враг “номер один”. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо другое. Она является причиной всех видов духовных недугов, ибо мы больны не только физически, но и духовно». (Стр.62)

По ходу осмысления четвёртого шага, выясняется, что своим поведением алкоголик обидел в первую очередь себя, ему конфузливо осознавать, что негативные события, поступки и действия существуют не только в его голове, но и в памяти других людей. Зависимого преследуют мысли, что рядом живут люди, которые могут помнить его позор, и они становятся обидчиками тоже. Свидетели позорных поступков виноваты в том, что натворил зависимый, в этом их главная вина.

Как написано в книге «Анонимные алкоголики»: «Приходим к заключению, что люди, причинявшие нам зло, возможно духовно ущербны … все они, как и мы, были больны. Мы просим Бога помочь относиться к ним с той же терпимостью, с тем же состраданием и жалостью, с которой мы отнеслись бы к больному другу. Мы говорим себе: “Это больной человек. Чем я могу помочь ему? Господи, помоги мне не сердиться на него. Да исполнится воля Твоя“». (Стр.65)

Это молитва Четвёртого шага, призвана понять мизерность обиды, освещает необоснованность притязаний и позволяет простить обидчиков.

Учреждения, предприятия, общественные организации и другие бюрократические конторы, в которые обращался зависимый, тоже являются обидчиками, потому что встретили его враждебно. Сюда входят полиция, налоговая инспекция, банки, пенсионный фонд вплоть до кассы и конкретного кассира, который отказалась продать билет в кинотеатр, потому что зависимый был пьян. Перечень обидчиков мы записываем в первую колонку таблицы. Она помогает систематизировать работу по четвёртому шагу, потому что этот процесс требует длительного времени.

Люди,
поступки,
события,
конторы
1
Чувства,
переживаемые
эмоции,
что задето
2
Дефекты
характера,
причины
3
Действия
по устранению
дефектов
характера
4
Последствия
моих действий
и анализ
результатов
5

Банк выдал кредит, за который алкоголик отвечает перед законом или отказал в займе, больной всё равно обижен, хотя то, что денег не выдали - счастье. Каждую организацию, на которую алкоголик обижен, необходимо записать в 1-ю колонку. Сюда естественно относятся и микрозаймы, к которым охотно прибегают наркоманы. На этих ростовщиков обида особенно велика; проценты грабительские.

Коллекторские агентства тоже в этом списке, потому что зависимый чувствует их присутствие через угрозы, направленные на погашение долга. Необходимо сосредоточиться и начать писать этот список, потому что разговоры больного, что его никто не обижал, а он всех давно простил, вредны выздоравливающему.

Программа 12 шагов рекомендует конкретные действия. В колонке 2 описываем, что задето? Самолюбие, эго, гордыня, достоинство? В процессе рассмотрения конкретного события необходимо подробно описать, что было задето. Примеры описаны в книге «Анонимные алкоголики» (стр. 63).

Колонка 3, дефекты характера. Зависть, ревность, чувство вины, низкая самооценка, парализующая волю - все эти чувства основаны на страхе, который был причиной употребления. Если удаётся определить дефект характера, то естественно, его надо вписывать в третью колонку.

Колонка 4, действия, которые необходимо предпринять. Молитва - это начало духовного прозрения, она рекомендуется в книге «Анонимные алкоголики» Ценность молитвы велика, можно обратиться к традиционной молитве о «Душевном покое»:

- Господи дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить. Здесь духовная связь с первым шагом, который принимается зависимым навсегда. Осознавая бессилие перед ситуацией, анонимный алкоголик понимает единственное, что необходимо сделать, это отпустить контроль и дать событию развиваться. Если происходят пожар, смерч, или другие стихийные бедствия, необходимо заботиться о безопасности, исходя из конкретных условий. Далее молитва мобилизует:

- Мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого, - тушу «пожар» пока есть пена в огнетушителе. Услышав крик о помощи, надо помочь, если есть мужество и здравомыслие. Молитва заканчивается просьбой, обрести мудрость и отличить обретённую в процессе употребления глупость от здравомыслия. Для алкоголика здравомыслие - это высшая математика, потому что во время пития он жил по законам безумия.

Разговор с наставником помогает снять нервное напряжение, он слушает алкоголика, обладая мудростью, приобретённой в собственной трезвости.

Медитация как способ общения с Высшей силой помогает прочувствовать волю Бога. Этот процесс требует покоя и сосредоточенности. Взаимодействие с Высшей Силой налаживается с опытом, порой в обыденной суете удаётся услышать совет Бога, который исходит от другого человека.

Колонка 5, последствие действий и анализ результатов. Надо помнить, что боль проходит не сразу, но улучшение обязательно наступает. Основная суть Четвёртого шага - простить всех обидчиков, которые существую в голове, и понять, что алкоголик - наркоман не ангел. Когда все обидчики отмолены, можно успокоиться и передохнуть. Это не значит, что четвёртый шаг завершён, к нему придётся периодически возвращаться, если возникает конфликт или вспоминаются прошлые приключения. Четвёртый шаг учит терпению и смирению, которые необходимы для обретения трезвости.

Далее, когда наступило облегчения от оценки собственных моральных качеств, наступает время Пятого шага: Признали перед Богом собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

Во время употребления ПАВ, зависимый относился к себе, как к человеку особенному, наделённому сверх способностями, и вёл себя, не учитывая достоинство другого человека. Когда дело касается его личности, зависимый архичувствителен, и мгновенно негодует на любое замечание, не разбираясь в сути происходящего, разражается потоком брани. Зависимый замечает взгляд, ухмылку, интонацию, потому что окружающие должны внимать только его речам. Чтобы не чувствовать себя не в своей тарелке, настоящие друзья покидают алкоголика или наркомана, и вокруг него остаются только собутыльники, но они друг друга терпят пока есть деньги или вещества в натуральном виде.

Разбираться в отношениях с настоящими друзьями алкоголику в голову не приходит, на всех, отвернувшихся, сыплются обвинения в предательстве и измене. В процессе беседы с наставником выясняется, что зависимый ставил себя на место Бога, хотя в него не верил. Бог был необходим, если дела алкоголика становились тупиковыми.

Наставник объясняет, что Высшая сила, спасала зависимого всегда, а раз он живой, то черту безумия не переступил; у Бога теплилась надежда - алкоголик отрезвеет.

В условиях реабилитационного центра, психологи и наркологи медицинскими методами приводят зависимого в человеческое состояние. Консультанты, члены «Содружества» АА и наставники при помощи 12 шагов помогают выяснить, к чему у зависимого лежит душа, чтобы началось нравственное возрождение человека.

Мы приходим к Шестому шагу: Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.

Зависимый уверен, что существуют недостатки, которые помогают алкоголику и наркоману оставаться трезвыми. Гордыня, что он сейчас чистый, вызывает пренебрежение к употребляющим. Вместо того чтобы сочувствовать пьющему, в наркомане начинается гон высокомерия, ему кажется, что гордость и величие помогают ему оставаться трезвым. Но в основе всех недостатков, вызываемых зависимостью, лежит страх. Страх потери трезвости, страх, что роскошного авто никогда не будет, не возьмут на работу, жена не вернётся и т. д. Зависимые придумали, что есть зависть чёрная и белая: одна страшная и всепоглощающая, а белая созидательная. Для алкаша любая зависть наркотична, чем большей недосягаемостью обладает предмет зависти, тем более интенсивный страх переживает алкоголик.

Существует зависть к ветерану, у которого 15-20 лет трезвости? Новичку в АА кажется, что «олдтаймеру» легко оставаться трезвым, его не интересует, что у «ветерана» тоже были тяжёлые дни зарождения трезвости. Для спокойствия «новичка» опытный АА говорит, что помнит эйфорию первого года трезвости, но отказавшись от употребления, довольствуется тем, что переживает сейчас. А 10 лет трезвости придёт к любому анонимному, если он будет строго следовать по рекомендованному пути. «Олдтаймеру» тоже хочется искупаться в эйфории первых дней, но тогда ему необходимо сорваться. Хочет ли он этого? Нет! Поэтому радуется трезвости каждого анонимного, с которым пересекается. В «Содружестве АА» аплодируют любому сроку трезвости, потому что основа выздоровления анонимного: «Я трезвый один день, здесь и сейчас!»

Не каждый анонимный готов избавиться от ревности, которая основывается на страхе, потерять любимого человека, потому что есть суеверие: ревнует - значит любит. Наставник и Высшая сила помогут освободиться от ревности.

Ненависть! От этого чувства надо избавляться в первую очередь, об этом написано в Четвёртом шаге. Предмет ненависти всегда с зависимым, начиная от пробуждения и до отключки. Питие только подогревает ненависть. Для пьющего все сотрудники медвытрезвителя - враги, но в мороз 15-20 по С, полиция спасает от обморожения, от бандитов и воров. Приходит понимание: менты выполняют свою работу - злость и ненависть исчезают.

Если зависимые готовы освободиться от всего плохого, что приобретено в процессе употребления, то необходимо просить Бога помочь обрести это желание. Для этого существует молитва в книге «Анонимные алкоголики» (стр. 74):

- Я хочу, мой создатель, чтобы ты принял меня со всем, что во мне есть и хорошим, и плохим. Прошу тебя освободить меня от всех недостатков моего характера, мешающих мне быть полезным для Тебя и других. Дай мне силы, когда я выйду отсюда, чтобы выполнить волю Твою. Аминь.

Так принимается и завершается Седьмой шаг: Смиренно просили Его исправить наши изъяны.

шаги 4-7

* * *

| наверх |

Авторский сайт  ©  Все права защищены