| назад | сайт АА Краснодара | наш форум |

В списках 4-го шага не значусь?

В последнее время на собраниях Анонимных алкоголиков появилась множество новых схем, таблиц, структур, методик и матриц прохождения и проработки Четвёртого шага, которые по моему мнению, очень сильно искажают правила прохождения шагов, которые описаны в Большой книге основателями Содружества Анонимных алкоголиков. Правила прохождения Четвёртого шага «усовершенствованы» до такой степени, что моему обеднённому и отравленному алкоголем разуму, они непонятны, непостижимы и недостижимы. Возникает резонный вопрос, как могли такие нововведения родиться? Но если задуматься, то Анонимные алкоголики ничего не запрещают, ничего не советуют, а только делятся собственным опытом. Не надо забывать, все эти новаторства придуманы действующими Анонимными алкоголиками, поэтому мне необходимо самому разобраться, как предлагает Большая Книга работать по Четвёртому шагу, который гласит: «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». На первый взгляд вполне всё понятно
Смотрим на стр. 62: Мы честно осмотрели то, чем обладаем. Прежде всего, мы искали недостатки характера, которые были причиной наших неудач. Уверенные, что наше “ я ” во всех его проявлениях было причиной нашего поражения, мы рассмотрели эти его обычные проявления.
Злоба — это враг “номер один”. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо другое. Она является причиной всех видов духовных недугов, ибо мы больны не только психически и физически, но и духовно. Когда мы преодолеваем заболевание духа, мы излечиваемся также психически и физически. Поводы нашего озлобления мы изложили на бумаге. Мы составили список лиц, учреждений, или просто общих принципов, которые вызывают у нас злость. Записав все это, мы спросили себя,
- Почему мы испытываем это чувство? В большинстве случаев оказалось: был нанесен ущерб, или угроза: нашему чувству собственного достоинства, нашему кошельку, нашим амбициям, нашим взаимоотношениям (включая сексуальные) с другими людьми. Таким образом, это нас раздражало и “заводило”.
В списке причин нашего недовольства мы указали против каждой фамилии наши обиды и претензии, а также их внутренние основы — было ли задето наше чувство собственного достоинства, или под угрозой были наша безопасность, наши амбиции, наши взаимоотношения с другими людьми, наши сексуальные взаимоотношения и т.д. А дальше, все мы помним, следует таблица-образец, в которую эти фамилии и имена включены. По этим конкретным фамилиям, учреждениям, действиям и событиям, мы проанализировали свою прошлую жизнь. Главным было — ничего не упустить и быть честными. Вспомнив все факты, мы внимательно сопоставили и оценили их.
Никто не говорит в этой книге, сколько должно быть имён, учреждений и событий. Но однажды, мне сказали « матёрые» Анонимные алкоголики, которые успешно прошли Четвёртый шаг, - Твои 47 фамилий, это очень мало, ты должен вспомнить, кому ты нагрубил в соседнем магазине, с кем ты полаялся по поводу брошенной бумажки, которая оказалась мусором, с кем ты дрался из-за горшка в детском саду. Мне пришлось ответить, - Я не рэкетир, ни у кого деньги не вымогал, и мне никто зубы, слава Богу, не выбивал, а я сам рукоприкладством не увлекался.
Далее в Большой книге написано следующее: Первое, что мы поняли, — это то, что люди часто бывают неправы. Дальше этого никто из нас в своих выводах не зашел. Обычно впоследствии все продолжалось по прежней схеме: люди продолжали обижать нас, а мы продолжали обижаться на них. Иногда мы испытывали раскаяние и тогда были недовольны собой. Но чем больше мы боролись и пытались настоять на своем, тем хуже были наши дела. Как на войне, победителю только кажется, что он одержал победу. Наши моменты торжества были непродолжительными. Совершенно очевидно, что жизнь, наполненная ощущением недовольства, бессмысленна и лишена счастья. Позволяя недовольству овладеть собой, мы безрассудно расходуем то самое время, которое могло бы быть истрачено на что-нибудь полезное. Для алкоголиков, чьи надежды связаны с сохранением и ростом духовного опыта, недовольство особенно нежелательно. Как мы выяснили, оно смерти подобно, ибо, питая это чувство, мы загораживаемся от сияния Духа. И тогда безумие алкоголя возвращается, и мы снова начинаем пить. А для нас алкоголь — это смерть. Для того чтобы жить, мы должны освободиться от злобы. Обиды и злоба — не для нас. Они, возможно, сомнительная роскошь, которую могут себе позволить люди нормальные, но для алкоголиков они яд! Мы вернулись к нашему списку, ибо в нем был ключ к нашему будущему. Мы были готовы взглянуть на него с совершенно другой точки зрения. Мы пришли к пониманию, что мир и люди повелевали нами. Зло, воображаемое или реальное, которое причиняли нам люди, обладало силой, способной убить. Как избежать этого? Мы поняли, что нужно обуздать свое недовольство, но как? Наше желание избавиться от него не было столь же сильным, как желание избавиться от алкоголя.
Наш путь был таким: мы пришли к заключению, что люди, причинявшие нам зло, были, возможно, духовно ущербны. Хотя нам не нравились симптомы их недуга и то, что они были несправедливы по отношению к нам, все же они, как и мы, были больны. Мы просили Бога помочь нам относиться к ним с той же терпимостью, с тем же состраданием и жалостью, с которой мы отнеслись бы к больному другу. Когда кто-то обижал нас, мы говорили себе: “Это больной человек. Чем я могу помочь ему? Господи, помоги мне не сердиться на него. Да исполнится воля Твоя!” Мы избегаем споров, или возмездия. Ведь мы не стали бы, так относиться к больному человеку. Если мы себе это позволим, то мы не сможем помочь им. Конечно, мы не в состоянии помочь всем людям, но Бог научит нас, как быть добрыми и терпимыми по отношению к каждому. Я не вижу тут рекомендации, написать список всего того, что я желаю для себя. Новичок, или даже АА со стажем, садиться и старательно пишет все радужные свои мечты. Затаённые желания, которые в период уже трезвой жизни зародились в его уме. Он наивно полагает, сейчас произойдёт чудо, и спонсор вдруг расскажет, как ему работать со своими земными желаниями, от которых зависит удовольствие и удовлетворение в трезвой жизни. Но в этот момент наставник говорит, - Ну как, написал свой заветный список? - Да написал, доверчиво отвечает подспонсорный. - Сколько у тебя получилось желаний? Подспонсорный наивно и счастливо говорит, - Двадцать! - Хорошо! Пожелай теперь в своей молитве, пусть все эти прекрасные желания исполняться в жизни твоих обидчиков! Открытый рот и растерянность маленькая и скудная иллюстрация того, что происходит в разуме человека проходящего Четвёртый шаг! - Не может быть! Так нельзя, всё существо новичка протестует против такого святотатства! И я говорю, - Так нельзя! Это издевательство над моей личностью! Это нововведение не одобрено никакими законодательными мероприятиями Анонимных алкоголиков. Наши основатели Билл и Боб никогда этого не писали и не рекомендовали. Это отсебятина! А далее большая книга продолжает: Вернемся к нашему списку. Выбросив из головы мысли о зле, которое нам причинили другие, мы с решимостью принялись искать наши собственные ошибки. В каких случаях мы проявляли эгоизм, были бесчестными, себялюбивыми, преследовали свои корыстные интересы, трусили? Когда какая-либо ситуация возникала не только по нашей вине, мы пытались не принимать во внимание ошибки других, вовлеченных в нее, людей. В чем же все-таки наша вина? Ведь мы составили список наших недостатков, а не чужих. Когда мы замечали свои недостатки, мы заносили их в наш список, чтобы они всегда были перед нашими глазами, записанные черным по белому. Мы честно признались в допущенных промахах и стремились исправить их. Обратите внимание, что слово “страх” указано в скобках при оценке трудностей во взаимоотношениях с господином Брауном, госпожой Джонс, начальником и женой. Это краткое слово каким-то образом касается всех сторон жизни. Страх — это зло, он разъедает душу, как ржавчина. Все наше существование пронизано страхом. Он порождает цепь обстоятельств, которые приносили нам незаслуженные, как мы считали, несчастья. Но не сами ли мы были причиной этих несчастий? Иногда нам кажется, что страх так же отвратителен, как воровство. Он приносит еще большие несчастья. Мы тщательно проанализировали наши страхи. Мы записали все, чего боимся, даже если эти страхи не были связаны с какими-либо обидами. Мы спросили себя: откуда у нас эти страхи? Не было ли причиной то, что мы во всем полагались на себя, и это нас подвело? Самостоятельность — вещь хорошая, но в известных пределах. Некоторые из нас были очень уверены в себе, но это не освободило нас от страха. Не помогло это и в решении других проблем. Когда мы становились заносчивыми, было еще хуже. Но имеется и другой выход, по крайней мере, нам так кажется. Ибо сейчас мы опираемся на другую основу — мы верим в Бога и рассчитываем на его помощь. Мы с большим доверием относимся к безграничному Богу, чем к нашим собственным ограниченным силам. Мы должны играть в этом мире ту роль, которую Он нам предопределил. До тех пор пока мы действуем так, как угодно Ему, и смиренно полагаемся на Него, Он дарует нам способность посреди всех бед обрести чистоту, не уступающую им по силе (стр.66). Мы не просим ни у кого прощения за то, что полагаемся на нашего Создателя. Мы можем только посмеяться над теми, кто считает духовность проявлением слабости. Парадокс заключается в том, что это как раз проявление силы. Многовековой опыт показал, что вера делает людей мужественными. Верующие люди полагаются на своего Бога. Мы никогда не просим прощения за то, что верим в Бога. Мы позволяем Ему показать на наших примерах, что Он в состоянии совершить. Мы просим Его помочь нам избавиться от страха и сосредоточить наше внимание на том, какими нам, согласно Его воле, надлежит быть. И сразу же чувствуем, что начинаем преодолевать страх (стр.67). Где в этом тексте, который нам достался от основателей Анонимных алкоголиков, хотя бы слово, что мы должны наши заветные желания отдать тем людям, которые нас обидели. Здесь ясно написано, мне необходимо понять и разобраться с собственными страхами, которые являются основой моей зависимости. В этом я полагаюсь только на собственную Высшую силу, как я её понимаю, и всё. Не надо ребята фантазировать, читайте внимательно Большую книгу (Анонимные алкоголики) и тогда всё будет, так, как должно быть, а все нововведения только вредят и отпугивают анонимных от прохождения Четвёртого шага. Я долго не мог понять, почему появился страх перед Четвёртым шагом? Попытаюсь изложить свои соображения: - Появились в АА, так называемые спонсоры, которые за деньги помогают Анонимным братьям проходить Четвёртый шаг; - Правило, желать своим недоброжелателям, чего я желаю себе – отпугивает, потому что если быть честным, я никогда человеку, который меня обидел не отдам собственной мечты. Я могу отстраниться от него. Я могу попросить Господа, чтобы он сделал этого человека счастливым, но собственную мечту, я никому не отдам. Я считаю издевательством над собой предложение отдать собственную мечту другому. Может быть, она для него совершенно ничего не значит. Я имею право на собственное мнение. Я имею право желать человеку добра. Я не имею права запихивать ему в рот чёрную икру, если он её не хочет и не любит. Я уважаю желание любого человека, но не готов навязывать ему своё мнение, или убеждение; - Не надо торопиться! Четвёртый шаг это не разовое действие, которое необходимо начать и закончить за неделю или месяц. Не спешите, каждый из обидчиков имеет право на уважение, он так много времени владел моими мыслями и чувствами, что стоит с ним побыть, чтобы разобраться в чём его вина. Мне понадобилось двенадцать лет для искреннего и честного прощения своего самого главного врага. Как только я его простил, мир переменился. Враг для меня исчез, вместе с ним исчезли злость, негодование и жажда мести. - Спонсор для работы в четвёртом шаге необходим обязательно, я своим компульсивным сознанием могу только запутать то что, очень наглядно и понятно другому человеку. Без спонсора мне с моими дефектами характера не разобраться и не совладать.
Намедни у нас в группе АА произошёл инцидент. Я в процессе проведения собрания допустил своеволие, провёл мероприятие, не согласовывая его с собранием. Я не поставил на голосование вопрос, с которым некоторые члены сообщества были не согласны. Я не хочу обнародовать подробности несогласия, чтобы не было очевидно, кто задействован в этом инциденте. Анонимность, это духовная основа нашего сообщества, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности. Я человек и имею право на ошибку! Когда я осознаю, что поступил неправильно, то получаю собственный опыт совершенствования. Осознаю, я нарушил принцип - все вопросы, касающиеся группы в целом, должны быть согласованы со всей группой Анонимных алкоголиков, я нарушил это основополагающий принцип демократии. Наступил момент описать собственные впечатления от событий, которые стали происходить в последствии. Большая часть членов АА вообще не обратили на это нарушение внимания. Я им благодарен, особенно после того, когда попытался обсудить с ними инцидент в частном порядке. Общее ответ был таким, - Всё уже прошло, ничего страшного на самом собрании не произошло. Последствия вообще никакие. Ничья анонимность не была нарушена, забудь и спи спокойно. Нашлись принципиальные люди, которые высказали мне в лицо всё свои тревоги, отрицательное мнение и разочарование по поводу моего самоуправства. В результате отношения с этими людьми не нарушились, мы продолжаем общаться на прежнем доверительном уровне. Я им благодарен больше чем тем, кто были ко мне благосклоннее. Наряду со всем этим народом, определилась группа Анонимных Алкоголиков, которые не захотели обсудить этот вопрос в прямом диалоге, они обиделись на меня, что я не захотел обсуждать инцидент по телефону, и в настоящее время не разговаривают со мной. Я стал размышлять над сложившейся ситуацией, и обнаружил, особое неприятие ко мне, по итогам этого открытого собрания, выразили, как раз те люди, которые совсем недавно проработали Четвёртый шаг по вновь изобретённой методике. Я всегда высказывался отрицательно по всяким спонтанным модернизациям в прохождении Четвёртого шага. По моему мнению, она неискренняя и лживая! Всегда буду высказывать своё отрицание, как только выпадет случай и зайдёт об этом разговор. По воле Высшей силы я встречаюсь с этими людьми на собраниях, они со мной не здороваются, на мои приветствия не отвечают. Я повторно говорил им, - Здравствуйте, но внимания к себе не привлекал. Тогда я спросил напрямик у самого радикального реформатора 4-го шага, - Такое отношение ко мне означает, я ваших списках по Четвёртому шагу не значусь? Реакция была для меня неожиданной. - А ты здесь причём? - Если Вы такие продвинутые, написали список всех обидчиков и пожелали им чего желаете себе, или пожелания были отвратительные, или я в этих списках не значусь, только и всего? - Я писала Четвёртый шаг год назад, естественно, тебя в этом списке не было. - Слава Богу, что меня там не было. Ты сейчас со мной не разговариваешь, это значит, я тебе навредил и стал объектом 4-го шага. В ответ была пауза.
- Не здороваться в ответ, это невежливо, как говорила одна мудрая петербургская женщина из моей юности, когда я на неё обиделся. Мне не нужны твои прекрасные пожелания, и тем более розовые мечты, у меня свои планы и цели о них знает моя Высшая сила, и мне этого достаточно! В ответ я увидел растерянный на мгновение взгляд. Но потом пошёл скандальный напор, который разгорался пол мере высказывания упрёков, типа, - Ты нарушил традицию анонимности и пригласил на собрание людей совершенно к АА не относящихся без согласования с группой. - У нас было открытое собрание! И после самого собрания ничего страшного не произошло. Никого не разоблачили, не расстреляли и не оклеветали! - Я не хочу говорить на эту тему, - сказала собеседница категорично. - Это твоё право, согласно традициям Анонимных алкоголиков, сказал я спокойно. Пришлось откланяться и удалиться.


| назад | сайт АА Краснодара |